Проектная деятельность в творческом объединении "Юный робототехник"

Что такое проект?

В образовании вообще проект (от лат. projectus – выступающий, выдвинутый вперед) – одна из разновидностей самостоятельной исследовательской работы учащихся, цель которой состоит в развитии творческого мышления.

Обучение с использованием проектной деятельности направлено на решение заранее обозначенной проблемы или достижение заданного результата. 

 Дополнительное образование по сравнению со школой имеет огромный плюс в применении проектной модели обучения – высокую мотивацию и личную заинтересованность учащихся в результате.   Достоинства проектного метода обучения: позволяет решать объемные задачи за счет работы в группах; легко применим в любом творческом объединении; формирует значимые для будущей профессии учащегося знания и умения; служит хорошей формой оценки достижений; учит детей сотрудничать с педагогом и работать с коллективом; формирует у учащихся целый набор полезных компетенций (коллективное решение проблем, умение ставить цели, планировать работу, выделять важные аспекты, критически мыслить, грамотно распределять функции).

Проектная деятельность объединяет в себе сразу несколько результативных методов обучения.

Главная специфика проектной деятельности состоит в том, что должна иметь место интересная автору проблематика, которая будет мотивировать его к обучению. Перед ним ставится достижимая цель (решение исходной задачи), воплощаемая в созданном проектном продукте.

Виды.

 В зависимости от масштабов работ проекты бывают трех видов: монопроект – творческая деятельность любого типа, которая ведется в одном направлении; мультипроект – объединение нескольких монопроектов; мегапроект – самый масштабный вариант, включающий одновременно моно- и мультикомпоненты, часто имеет вид программы отраслевого или регионального развития. По срокам реализации и продолжительности выделяют: мини-проекты, на выполнение которых достаточно 1 занятия или даже его части; краткосрочные проекты – задания, рассчитанные на 4–6 стандартных занятий; среднесрочные – работы, продолжающиеся от 30 до 40 часов, долгосрочные проекты – рассчитаны в среднем на год.

  Для системы дополнительного образования  особое значение имеет учебный вид проектов. Это вид познавательной деятельности, когда навыки и новую информацию учащиеся получают самостоятельно в процессе практической реализации задумки. 

Функции.

 Главное назначение проекта в дополнительном образовании состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно овладевать практическими навыками и организовывать познавательный процесс на всех стадиях обучения (от идеи создания объекта до его применения в жизни). Такой результат достигается благодаря трем главным функциям, которые выполняет проект: развивающей – учащиеся отрабатывают навыки выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а затем в краткосрочном и долгосрочном периоде оценивают эффективность принятого решения; образовательной – состоит в знакомстве с новыми знаниями, терминами и умениями (причем нужную информацию учащийся ищет самостоятельно, а педагог только направляет в правильное русло); воспитательной – развитие у детей личных качеств, способствующих их успеху в будущем (ответственность, деловая активность, предприимчивость, разумный авантюризм). Сочетание этих трех функций учит детей рассматривать свою жизнь в качестве глобального макропроекта, благодаря чему они сразу расставляют приоритеты, грамотно и методично решают поставленные задачи и добиваются успеха на деловом поприще.

 Этапы работы. Специфика проектной деятельности в допобразовании состоит в том, что получаемые в ходе работы знания и умения должны быть новыми для учеников, но в то же время им необходим хотя бы базовый опыт и минимальный уровень готовности. В противном случае задача окажется непосильной для выполнения, и дети быстро потеряют к ней интерес. Избежать такой проблемы помогает следование стандартным этапам работы над проектом: Проблематизация – формулировка главной проблемы. Она должна побуждать ученика к действию, мотивировать к преодолению трудностей. Целеполагание или преобразование проблемы в личную цель ученика или группы детей, формирование идеи ожидаемого результата. Планирование – разбивка всего хода решения задачи на последовательные шаги. Такая детализация работы помогает правильно распределить ресурсы (время, сырье, усилия участников) и способы создания проектного продукта, составить график выполнения работ. Выполнение составленного плана. На этом этапе часто происходит изменение намеченных шагов, а иногда и представления об ожидаемых конечных продуктах. Самооценка + рефлексия – сравнение полученных результатов с плановыми. На этом этапе анализируются допущенные ошибки, оцениваются достижения, прогнозируются перспективы разработанного проекта. Каждый из этапов может разбиваться на более мелкие шаги, зависящие от параметров проекта (предметной области, сложности, количества участников и др.). Завершение проекта – презентация. Когда автор находит способ решения первоначальной проблемы, он создает презентацию продукта. Она должна демонстрировать результаты проделанной работы и навыки, которые получил ученик.   Сопроводительная речь в идеале должна иметь вид тезисов, которые отражают: общие сведения о проделанной работе; объемы обработанных информационных массивов (использованных средств); пояснение результата. Стандартная продолжительность выступления – 7–10 минут. Автору проекта полезно заранее попытаться спрогнозировать вопросы, которые могут возникнуть у публики, чтобы дать на них максимально четкие ответы. Методика выполнения Метод проектирования – это то, каким именно способом будет организована научная и познавательная деятельность учащихся. Результатом образовательного процесса становятся изделия, услуги и любой полезный эффект. Все необходимые навыки для достижения первоначальной цели ученик нарабатывает самостоятельно по мере реализации проекта. Выполнение заданий происходит по определенным правилам: постепенность информационной загруженности; выполнение задач начинают с более простых и знакомых, последовательно переходя к усложненным вариантам; постоянное усложнение требований к ученикам при одновременном соблюдении разумности критериев. Такой подход помогает ученикам осознать собственные возможности. Функции педагога в проектной деятельности: содействовать получению всего необходимого для работы (справочников, литературы, инструментов и др.); помочь найти способы разрешения возникших сложностей; зачесть или забраковать отдельные этапы выполнения проекта; научить ёмко описывать результаты работы; кратко резюмировать итоги проектной деятельности. В ходе работы ученики по мере необходимости могут обращаться к подходящим источникам информации (интернет-ресурсам, справочникам, учебникам и другой литературе). Нужные сведения можно получить от общения с членами семьи, консультантами и экспертами в области, к которой относится проект. Оформление Проектная деятельность сопровождается оформлением особого документа – пояснительной записки. Она состоит из 7 элементов, перечисленных на рисунке. Структура пояснительной записки Титульник – первый лист отчета, заполняемый по правилам учебного заведения. В правом верхнем углу указывают название учреждения. Далее по центру листа пишется наименование вида работы «проект» (необязательный элемент) и тема. Следующие компоненты – Ф. И. О. автора, группа / класс, в котором он обучается, и научный руководитель. В самой нижней строке листа указывают год и место выполнения работы. Оглавление – классический книжный перечень заголовков отчета с указанием страниц. Сокращения, изменение формулировки или очередности пунктов запрещены. Введение с ключевыми характеристиками проекта (актуальностью, темой, задачами). Тут же указывают основные источники информации, оборудование и материалы, которые использовались в работе. Содержательная часть записки, как правило, состоит из нескольких глав. В первой делается литературный обзор проблемной области, рассматривается приоритетная методика и техника выполнения проекта. В следующем разделе разрабатываются рекомендации по решению проблемы, алгоритм которых детально описывался в технической главе. Завершается основная часть определением экономической / экологической эффективности предложений. В подтверждение приводят расчеты затрат на изготовление проектного продукта и его рекламу. Заключение – краткий итог работы, в котором перечисляют основные результаты и соотносят их с главной целью и задачами проекта, описанными во введении. Завершается пояснительная записка списком использованной литературы. Если для раскрытия текста необходимо сопроводить его габаритными таблицами, рисунками или другими объемными вспомогательными материалами, их выносят в приложение, а в основной части приводят лишь ссылку на них.

Источник: https://edunews.ru/additional-education/info/proektnaya-deyatelnost.html
© edunews.ru