Профориентация – комплекс
психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение учащегося. Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного
развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь,
готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития
склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Выделяются три основные этапа профориентации учащихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам определяются цели и
задачи профориентации на каждом из них.
- Подготовительный этап (1-5 класс).
- Цель: формирование у учащихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к каким-либо профессиям.
- Задачи:
- - развитие потребности учащихся в учебной, трудовой деятельности;
- - знакомство детей с профессиями в соответствии с возрастными особенностями; - овладение ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.
- Формирующий этап (5 - 8 класс).
- Цель: формирование у подростков профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю творческого объединения.
- Задачи: - формирование у учащихся установки на необходимость правильного выбора профессии; - целенаправленное ознакомление обучающихся с профессиями по профилю творческого объединения, в
которых в настоящее время испытывает потребность данный экономический регион; - развитие интереса у учащихся к профессиям по профилю творческого объединения; - углубление знаний о видах, классах
и типах профессий; - совершенствование у обучающихся практических умений и трудовых навыков, проведение профессиональных проб по профилю работы творческого объединения.
- Заключительный этап (9 - 10 класс).
- Цель: формирование у учащихся профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностью рынка труда.
- Задачи заключительного этапа: - формирование у учащихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения; - ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - информирование
учащихся о профессиональных учебных заведениях региона, где можно получить профессии, связанные с профилем работы творческого объединения; - развитие у учащихся профессионально важных качеств,
необходимых для овладения избираемой сферой труда; - проведение профессиональных проб по профилю работы творческого объединения; - вооружение учащихся профессиональными знаниями и умениями в
определенной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям; - содействие в составлении личного профессионального плана учащегося. В конкретном творческом
объединении цель и задачи профориентации определяются на основе требований образовательной программы дополнительного образования, учета особенностей данной группы учащихся, уровня
подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучающихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и др.
Профессия инженер-робототехник
Цель беседы: дать представление о робототехнике и о роботах, которые уже нас окружают,
познакомить с профессиями будущего.
Задача беседы: расширить
представление детей о труде людей инженерных, технических профессий; познакомить с историей роботов и робототехники.
«Роботы – кто это?».
- знакомство с профессией «инженер-робототехник» атлас новых профессий; презентация «Роботы в жизни человека».
-чтение художественной литературы А.Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А.Азимов « Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка « Город роботов».
-сюжетно-ролевые игры: «Инженеры-конструкторы», «Программисты», «Я – робот».