Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение учащегося. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Выделяются три основные этапа профориентации учащихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам определяются цели и задачи профориентации на каждом из них.

  • Подготовительный этап (1-5 класс).
  • Цель: формирование у учащихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к каким-либо профессиям.
  • Задачи:
  • - развитие потребности учащихся в учебной, трудовой деятельности;
  • - знакомство детей с профессиями в соответствии с возрастными особенностями; - овладение ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.
  • Формирующий этап (5 - 8 класс).
  • Цель: формирование у подростков профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю творческого объединения.
  • Задачи: - формирование у учащихся установки на необходимость правильного выбора профессии; - целенаправленное ознакомление обучающихся с профессиями по профилю творческого объединения, в которых в настоящее время испытывает потребность данный экономический регион; - развитие интереса у учащихся к профессиям по профилю творческого объединения; - углубление знаний о видах, классах и типах профессий; - совершенствование у обучающихся практических умений и трудовых навыков, проведение профессиональных проб по профилю работы творческого объединения.
  • Заключительный этап (9 - 10 класс).
  • Цель: формирование у учащихся профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностью рынка труда.
  • Задачи заключительного этапа: - формирование у учащихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения; - ознакомление учащихся с основами выбора профессии; - информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях региона, где можно получить профессии, связанные с профилем работы творческого объединения; - развитие у учащихся профессионально важных качеств, необходимых для овладения избираемой сферой труда; - проведение профессиональных проб по профилю работы творческого объединения; - вооружение учащихся профессиональными знаниями и умениями в определенной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям; - содействие в составлении личного профессионального плана учащегося. В конкретном творческом объединении  цель и задачи профориентации определяются на основе требований образовательной программы дополнительного образования, учета особенностей данной группы учащихся, уровня подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучающихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и др.

Профессия инженер-робототехник

Цель беседы: дать представление  о робототехнике и о роботах, которые уже нас окружают, познакомить с профессиями будущего.

Задача беседы: расширить представление детей о труде людей инженерных, технических профессий; познакомить с историей роботов и робототехники.

«Роботы – кто это?».

 

- знакомство с профессией «инженер-робототехник» атлас новых профессий; презентация «Роботы в жизни человека».

-чтение художественной литературы А.Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А.Азимов « Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка « Город роботов».

-сюжетно-ролевые игры: «Инженеры-конструкторы», «Программисты», «Я – робот».